riaslov (riaslov) wrote,
riaslov
riaslov

Category:

Т-34 112-го завода


В моём личном рейтинге сормовские «пирожки», конечно, не первые (где, естественно, располагаются челябинские Т-34), но и сложно сказать, что вторые…

В начале производства Т-34 на заводе № 112 за основу взят харьковский корпус июля-августа 1941 г:
Молоткообразные буксирные крюки (двурогие с 4 заклёпками на ВЛД, однорогие с 6 заклёпками на НКД);
Новая крышка люка механика-водителя, рядом дополнительный прибор т.н. «третий глаз», выштамповка над люком сохранена;
Убрана правая фара, затем убрано и крепление для неё;
Брусок под домкрат на правом борту;
1 домкрат;
Малый ящик ЗиП перенесён на правую полку;
Скоба для троса в задней части правой полки перенесена на подкрылок;
Буксирные серьги на левом крыле перед ящиком ЗиП;
На правом борту 2 бака;
На левом борту 3 бака;
На левом крыле 4 бака (либо 8 бонок для их креплений);
Убраны 4 пары скоб для шпор на левом борту;
Убраны скобы для брезента в задней части левого борта;
Убрано крепление для лопат в задней части левого борта;
Замок крышки люка доступа к трансмиссии упразднён, на его месте ручка;
Решётки воздухопритока изменены с вертикальных на горизонтальные;
Ходовая часть: обрезиненное направляющее колесо, штампованные опорные катки с кольцом усиления, штампованное ведущее колесо с бандажом.

Один из первых сормовских танков, но уже с небольшими, но видимыми изменениями:
брусок под домкрат на правом борту сдвинут чуть назад, на его месте добавлены скобы для брезента;
прижимная планка курсового пулемёта в виде усечённого снизу кольца;
крышка люка на ВКД на 5 болтах (пятый болт на месте ручки);
выступающие пробки механизма натяжения на ВЛД;
на раннем сормовском корпусе можно встретить также и сварные башни:


Последующие изменения:
новое направляющее колесо с неполным оребрением и крышкой ступицы с 5 болтами;
постепенно исчезают гужоны с носовой балки;
отменяется выштамповка над люком механика-водителя;
введено шиповое соединение ВЛД и НЛД с бортами (с 25.11.1941);
отменены заклёпки с буксирных крюков (с 10.12.1941);
На многих сормовских танках осени-зимы 41 г. в задней части полок по 3 трака: 2 гребневых (гребень первого вставлен в полость второго) + 1 холостой.


У танка на этих двух фото новая ВЛД в шип, но старая корма:
и

Шиповое соединение ВЛД

Изменены ВКД и НКД: соединение под углом, ВКД над НКД, две широкие петли, люк доступа к трансмиссии прежний (крышка люка на 5 болтах); в ходовой части используются траки шириной 550 мм: как ранние, так и сталинградские.


Новый круглый люк доступа к трансмиссии на 4 болтах и узкой петле

На таких машинах появляется экранировка корпуса и башни:


Примерно февраль 1942: на левом борту остаются крепления для 1 бака + бонки для 1 бака на левой полке; на правом борту нет креплений для баков; брусок под домкрат на правом борту смещается чуть вперёд; скобы для брезента перемещаются в среднюю часть левого борта.

Ходовая часть, характерная для периода осень 1941 – осень 1942:

Наиболее часто экранировка встречается на танках выпуска февраля-марта 1942:


Огнемётный вариант того же периода:


При переходе на литую башню (с 03.1942) без кормового люка появляются планки на верхней кромке ВЛД (но технологически для манипуляций с башней использовались упоры на подбашенном листе); постепенно исчезает «третий глаз». На некоторых башнях нет отверстия под пистолетные порты.


Расположение бруска под домкрат на сормовских Т-34 весны-лета 42-го по сравнению с харьковскими танками осени 41-го:


Лето 1942
С 18.04.1942 введены поручни на корпусе (2 коротких на ВЛД, по 4 длинных на каждом борту, 4 длинных на крыше МТО, 2 средних на ВКД) и башне (по 2 длинных с каждой стороны); исчезают крепления для баков, домкрат; добавляются планки по бокам вокруг погона башни (с 20.05.1942), на некоторых появляется планка перед крышкой люка механика-водителя.

На корпусе уже есть поручни, но еще есть крепления для 1 бака

Танк лета 1942:


Зима 1942 – весна 1943
Увеличен люк доступа к трансмиссии, крышка на 7 болтах, на крышке 4 крепления (подобны креплениям для прямоугольных баков), видимо, для печки;
Кормовые коробчатые баки;
Изменено количество поручней на корпусе (исчезают 2 поручня с ВКД);
Скобы для брезента в центральной части левого борта;
Отменено крепление под брусок на правом борту;
Буксирное устройство на НКД.
Ходовая часть: направляющее колесо с полным оребрением и крышкой ступицы на 10 болтах, 10 полных ребёр жёсткости; катки штампованные без кольца усиления; штампованное ведущее колесо.
Двурогие буксирные крюки со ступенькой на ВЛД и НКД;
Крышка над МТО сначала на защелках, затем на шарнирах, но некоторое время параллельно сохраняется арка для стоп-сигнала;
Появляется бронировка курсового пулемёта и планка перед курсовым пулемётом.


Осень 1942
Данный фрагмент помещён после более поздних танков выпуска зимы-весны 1943, т.к. между машинами лета 42 и весны 43 присутсвует визуальная преемственная связь, а данная группа Т-34 выглядит как некая боковая ветвь, но со всеми характерными чертами 112-го завода.
Видимо, некий переходный вариант осени 1942 года, связанный с приказом об увеличении возимого объёма топлива; восстанавливается схема размещения топливных баков осени-зимы 1941 (2 бака справа, 3 бака слева, 4 бака на левой полке), скобы для брезента опять на правом борту, но нет бруска под домкрат.
Возвращены коробчатые баки: 2 на правом борту, 3 на левом борту, 4 на левом подкрылке;
Встречается планка перед люком механика-водителя;
Появляются новые буксирные крюки со ступенькой;
В ходовой части штампованные опорные катки как с кольцами усиления вокруг ступицы, так и без них. Появляются 500-мм унифицированные вафельные траки: оба варианта гребневого трака (с отверстиями под шпоры и без них), холостой трак с максимальных числом перемычек.




Лето 1943: изменена схема расположения топливных баков; вместо 2 на ВКД – 3 цилиндрических (1 слева, 2 справа) бака (крепления для баков подобны челябинским).


С лета 43-го на сормовских корпусах устанавливают шестигранную литую башню с командирской башенкой. Видимо, некоторое время «гайки» ставились параллельно с «пирожками», пока те не закончились.


Затем происходят следующие изменения:
На левом борту перед баком крепление для пилы;
Видоизменяется форма креплений для цилиндрических баков, вместо одной цельной полосы используются две короткие, стягиваемые болтом;
Малый ящик ЗиП перемещается с правой полки на левую, над ним на правом борту скобы для брезента;
Носовая балка становится острой (видимо, с 30.07.1943);
Отменяется шиповое соединение ВЛД с бортами;
Фара перемещается с ВЛД на левый борт;
На ВКД бонки для печки;
В гусеничной цепи гребневой трак с максимальным числом перемычек (с осени 1943).


Фотографии сормовских Т-34 можно увидеть в альбомах: https://fotki.yandex.ru/users/riaslov-aleks/album/509425 и https://fotki.yandex.ru/users/riaslov-aleks/album/509417/
Любые замечания и дополнения приветствуются.
Tags: 112 завод
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments